Акустика DALI OBERON 7—подробный обзор
ВВЕДЕНИЕ
Перед нами виртуозная акустическая система DALI Oberon 7 — бесспорный флагман новейшей линейки прославленного датского производителя. Этой выдающейся модели довелось пройти тщательнейшую проверку под взыскательным взором экспертной команды «Звуковых Экспериментов».
МОДЕЛЬНЫЙ РЯД
Серия Oberon — это современное и доступное предложение в знаменитой линейке высокоточной акустики DALI. Коллекция включает шесть моделей: две напольные (компактные OBERON 5 и солидные OBERON 7, которым посвящён этот обзор), две полочные (модель 1 и более представительная модель 3), а также варианты для настенного монтажа и многоканальных систем для ценителей комплексных решений. Однако именно OBERON 7 венчает эту коллекцию, являясь наиболее совершенной разработкой инженеров компании.
КОНСТРУКЦИЯ СИСТЕМЫ
При первом знакомстве закономерно возникает вопрос: почему система считается двухполосной, если мы видим три динамика? Ответ кроется в продуманной инженерной концепции. Конструкция с фазоинвертором позволяет использовать упрощённую схему кроссовера. Это даёт возможность применять более качественные компоненты, что в итоге оптимально сказывается на стоимости без компромиссов в качестве звучания.
КОРПУС И ДИНАМИКИ
Высокий (91 см) и удивительно прочный корпус при относительно небольшой ширине выполнен в классической вертикальной компоновке. Такое решение улучшает звуковое излучение и создаёт широкую диаграмму направленности, обеспечивая насыщенный и детализированный среднечастотный диапазон. Эта архитектура также снижает нагрузку на ключевой элемент системы — совершенно новый 29-миллиметровый сверхлёгкий твитер с мягким куполом.
ТЕХНОЛОГИЯ ВЫСОКОЧАСТОТНОГО ДИНАМИКА
Этот высокочастотный динамик — сердце серии Oberon, разработанное специально для неё. Как отмечает производитель, увеличенная мембрана твитера весит как минимум вдвое меньше, чем у большинства аналогов. Бóльшая рабочая площадь позволяет создавать более высокое звуковое давление при значительно меньшем ходе, сводя паразитные колебания звуковой катушки к минимуму и обеспечивая кристально чистое, неискажённое звучание.
НИЗКИЕ И СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ: МОЩЬ И НЮАНСЫ
Что касается воспроизведения средних и низких частот, то здесь Oberon 7 раскрывает свой истинный потенциал благодаря двум 7-дюймовым НЧ-динамикам, изготовленным из древесного волокна по инновационной технологии SMC (Soft Magnetic Compound). Работа этих динамиков тонко распределена: один специализируется на воспроизведении средних басов, в то время как второй функционирует в качестве дополнительного излучателя, углубляя и обогащая низкочастотный отклик системы.
АКУСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Благодаря столь продуманной конструкции инженерам DALI удалось достичь впечатляющих результатов: система способна органично и равномерно наполнять звуком практически любое помещение, несмотря на внешне сдержанные габариты. Эти колонки демонстрируют поистине орлиный размах громкости (номинальный уровень звукового давления — 110 дБ), с легкостью компенсируя кажущуюся умеренной чувствительность (88 дБ) в сравнении с другими аудиофильскими решениями. На личном опыте мне удавалось достигать колоссальных уровней звукового давления в просторной комнате для прослушивания без малейших признаков напряжения или перегрузки системы. Единственная рекомендация — обеспечить грамотную акустическую подготовку помещения! Примечательно, что Oberon 7 сохраняли изысканную деликатность и абсолютную собранность звучания на любой громкости.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СОВМЕСТИМОСТЬ
Заявленный частотный диапазон простирается от солидных 36 Гц до воздушных 26 кГц при номинальном сопротивлении 6 Ом, что создает комфортную нагрузку для любого высококлассного усилителя. Модель Oberon 7 демонстрировала безупречную синергию с целым рядом мощных компонентов, легко раскрывая свой потенциал с такими признанными решениями, как AVM CS 2.2, Wyred4Sound mINT и Peachtree Nova 300. Последний, в частности, обеспечивал система почти 300 ваттами чистой, неограниченной мощи, что еще раз подтвердило выдающиеся динамические возможности этих акустических систем.
Искусство размещения в пространстве
ФИЛОСОФИЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ
Акустические системы DALI Oberon 7 проявили завидную гибкость, демонстрируя безупречную слаженность работы динамиков даже при установке внетрадиционным способом. Тем не менее, для критического прослушивания центральная позиция слушателя остается незыблемым каноном — только она позволяет раскрыть всю глубину звуковой сцены и совершенство звучания.
Производитель в руководстве указывает, что для восприятия идеальной стереокартины не требуется строгого направления динамиков на слушателя. Однако, как и с любой высококлассной акустикой, акустическая симметрия и точное расположение в пределах «зоны наилучшего восприятия» играют ключевую роль. Примечательно, что в ходе тестирования я пришел к неожиданному выводу: хотя прямая установка обеспечивала прекрасный результат, мой личный偏好тель склонился к легкому развороту колонок, когда твитеры были направлены чуть дальше ушей.
НЮАНСЫ НАСТРОЙКИ
Распаковав колонки, я изначально разместил их на расстоянии 1.2 метра от передней стены. Эта дистанция, выверенная за годы работы с эталонными системами, вновь подтвердила свою эффективность. Именно на таком удалении акустика демонстрирует идеальный баланс: бесшовное слияние средних и высоких частот с акустикой помещения и мощный, собранный бас, что особенно важно для фазоинверторных конструкций.
Эксперимент с перемещением акустики на 1.5-2 метра от стены лишь подтвердил правильность первоначального выбора. На такой дистанции низкие частоты теряли плотность и энергию, приобретая размытость и неприятную гулкость. Стоит отметить, что моя комната имеет акустическую подготовку — первые точки отражения демпфированы, а в углах установлены басовые ловушки GIK Monster, что смягчило негативные последствия такой расстановки.
РЕЦЕПТ ИДЕАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ
Вернув системы на исходные позиции, я с ювелирной точностью выставил корпуса: по 1 метру от боковых стен и 1.2 метра от задней стены, что создало расстояние между колонками около 2.4 метра. Что касается мифического «равностороннего треугольника», я всегда предпочитал, чтобы точка прослушивания находилась на несколько десятков сантиметров дальше расстояния между колонками. Ближнее поле — удел звукорежиссера, но не меломана, стремящегося воссоздать иллюзию концертного зала.
В моем случае, при размерах комнаты 4.4×7.3 метра, оптимальным оказалось расположение кресла в 3.3 метрах от акустики, с запасом в 3.6 метра позади слушателя. Именно такая конфигурация породила ту самую акустическую гармонию, к которой стремится каждый ценитель качественного звука.
Впечатления от прослушивания
ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ: ЗВУК ВЫСШЕЙ ПРОБЫ
С первых же звуков акустические системы Oberon 7 заявляют о себе утонченно-изысканным звучанием, способным удовлетворить вкус самого взыскательного аудиофила. Их главная особенность — безупречная точность воспроизведения, создающая своеобразный акустический портал в сердце звукорежиссерской работы. Эти колонки с исчерпывающей ясностью демонстрируют, насколько виртуозно или, напротив, посредственно была спроектирована и сведена та или иная запись.
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ДЕТАЛИЗАЦИЯ
С качественным музыкальным материалом массивные корпуса Oberon 7 буквально растворяются в пространстве, уступая место звуковой сцене невероятной прозрачности и воздушности — качеству, редко встречающемуся в акустике этой ценовой категории. Первое, что покоряет слух, — филигранная тональная точность в передаче живых инструментов. Благодаря использованию концертных записей для оценки, эти колонки с поразительной достоверностью воссоздают само ощущение места: акустику зала, уникальную атмосферу музыкального действа и даже точное время реверберации.
БАЛАНС И ГАРМОНИЯ ЗВУЧАНИЯ
Как и заявляет производитель, баланс средних и высоких частот оказывается безупречным — кристально чистым и абсолютно не утомляющим слух. Плавные переходы между динамиками по всему частотному диапазону воспринимаются как нечто естественное, создавая целостное и гармоничное звуковое полотно. Акустика не только идеально адаптируется к параметрам помещения, но и проявляет удивительную снисходительность к его акустическим особенностям. Уровень собственной окраски звука исключительно низок, чему способствует детализированное воспроизведение средних частот и минимальный уровень искажений.
ТЕСТИРОВАНИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МАТЕРИАЛЕ
Для всесторонней проверки возможностей акустической системы было решено обратиться к классике — тестовым записям от «Chesky Records». Этот эталонный сборник характерных музыкальных фрагментов позволил по достоинству оценить все нюансы звучания Oberon 7, подтвердив их исключительные способности в передаче мельчайших деталей и пространственных характеристик записи.
Впечатления от прослушивания
Виртуозность звучания
Я обнаружил, что Oberon 7 воспроизвел подборку треков акустического джаза и классических произведений с поразительной артикуляцией: быстрый атакирующий импульс, естественные тональные тембры и, что немаловажно, одна из самых совершенных стереокартин, которые мне доводилось слышать в этом ценовом сегменте. Энтузиаст с чутким слухом может отметить одну особенность: на некоторых классических записях звуковая сцена выстраивалась не перед плоскостью колонок, а чуть позади нее. Оглядываясь назад, я склонен считать это не недостатком, а редким достоинством — такой подход создавал более аутентичное, классическое представление, будто исполнитель или оркестр располагается на некотором расстоянии в глубине сцены. Это тонкое нюансирование лишь подчеркивало изысканное чувство глубины, присущее модели Oberon 7.
Тестовые записи Дэвида Чески также подтвердили превосходную парную согласованность колонок: локализация источников звука по бокам и передача глубины сцены были безупречны.
Действительно, акустика создавала масштабную, глубокую перспективу звуковой сцены, далеко выходящую за физические границы корпусов, позволяя таким фанатикам, как я, с точностью определять расположение каждого солиста. Фортепианные тембры провокационно точно воссоздавали акустику оригинальных выступлений или студий. К моему удивлению и, возможно, вопреки ожиданиям (как и заявлял производитель), я мог поворачивать голову примерно на тридцать сантиметров влево или вправо, сохраняя при этом впечатляюще точную локализацию солиста и всего оркестра вокруг него. Это отнюдь не рядовая задача для среднестатистической акустики, и тем более впечатляюще для столь доступных мониторов!
Затем я обратился к цифровой PCM-записи живого выступления Мицуко Учиды, исполняющей Четвертый фортепианный концерт Бетховена с оркестром под управлением Мариса Янсонса в Карнеги-холле несколько лет назад. Масштабное, объемное и изысканное звучание струнных филармонического оркестра было детализированным, плавным, ясным, насыщенным и поистине роскошным, в то время как гибкие и утонченные фортепианные тембры госпожи Учиды были локализованы ровно в полуметре слева от дирижерского пульта в центре сцены. Расположение исполнителей слева направо было воспроизведено с абсолютной точностью, а оркестр звучал открыто и масштабно, заполняя пространство как внутри, так и за пределами звуковой сцены. Инструментальные тембры были аутентичны и филигранно переданы — от медных и деревянных духовых до контрабаса и струнных.
Завершил свою сессию я прослушиванием старого доброго альбома «Simply Streisand», элегантно переизданного Columbia Records в 1969 году. Барбра Стрейзанд была в зените своих сил, а классические треки этого альбома были мастерски аранжированы Рэем Эллисом. Её голос, чистый, ясный и совершенно вдохновляющий, в исполнении Oberon 7 обрёл идеальную центральную локализацию, дополняя возвышенно-прекрасный тональный диапазон певицы.
Безусловно. Вот литературно обработанный вариант, который передает не только технические характеристики, но и эстетическое впечатление от звучания:
Благодаря тщательно выверенному расположению в моей комнате для прослушивания, DALI раскрыли свой истинный потенциал. Акустика демонстрировала убедительную, уверенную артикуляцию во всем диапазоне — от средних басов до глубоких низов. Четкие и естественные частоты простирались вплоть до отметки примерно 40 Гц, после чего спад звукового давления происходил удивительно плавно и органично.
Таким образом, если вы являетесь поклонником хард-рока или хэви-метала, воспроизведение нижних октав на Oberon 7 вас не разочарует. Хотя их басы и не станут сотряшать фундамент, они с несомненной достоверностью передадут мощь полной установки бас-барабана, насыщенный тембр смолистых струн контрабаса и сокровенное тепло виолончелей, создавая целостную и реалистичную звуковую картину.
Есть ли нюансы?
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧЕСТНОСТЬ СИСТЕМЫ
Специально разработанный 29-миллиметровый сверхлёгкий твитер DALI Oberon 7 в большинстве случаев проявляет себя как исключительно изящный инструмент. Воспроизводя высокие частоты, начиная примерно с 5 кГц, он демонстрирует ультратонкую деликатность и безупречную чистоту звучания, что соответствует высочайшим стандартам датского производителя.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ
Однако при детальном анализе обнаруживается интересный нюанс: при работе с некоторыми компакт-дисками или FLAC-файлами в нижней части средне-высокочастотного диапазона (примерно 2-3 кГц) может проявляться лёгкий, «царапающий» оттенок. Это особенно заметно при воспроизведении скрипок и других струнных инструментов, где требуется особая тембральная точность.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА
Учитывая феноменально плавный и естественный характер звучания этих акустических систем в целом, есть основания полагать, что источником указанного эффекта являются не особенности самой акустики, а определенные компромиссы в качестве исходных записей. Oberon 7 с присущей им беспристрастной точностью просто обнажают эти особенности звукорежиссерской работы, демонстрируя исключительную аналитическую способность системы.
Такой характер воспроизведения можно считать скорее достоинством, чем недостатком — акустика обеспечивает честное и непредвзятое воспроизведение исходного материала, что особенно ценно для критического прослушивания и профессиональной оценки качества записи.
Заключение
ВЕРДИКТ: СОВЕРШЕНСТВО В КАЖДОЙ ДЕТАЛИ
Безусловно, акустическая система DALI Oberon 7 представляет собой выдающееся инженерное решение, превосходящее ожидания по всем ключевым параметрам. Обладая удивительной адаптивностью к условиям размещения, она вознаграждает слушателя кристально чистым, неокрашенным звучанием и создает мощную, глубокую звуковую сцену. Эта модель — не просто приобретение, а инвестиция в подлинное музыкальное наслаждение, где каждая нота дышит естественностью и эмоциональной насыщенностью.
ГАРМОНИЯ С КОМПОНЕНТАМИ
Отличительной чертой системы становится ее исключительная синергия с различными компонентами. Найдя оптимальное расположение в пространстве, вы обретаете возможность забыть о технических нюансах и полностью погрузиться в музыкальную реальность. Плотный, структурированный бас сохраняет идеальный контроль на любой громкости, а сбалансированное звучание превращает каждый сеанс прослушивания в эстетическое удовольствие.
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
На фоне многочисленных предложений рынка премиум-акустики Oberon 7 демонстрирует подлинно выдающуюся концепцию. Модель заслуживает быть в числе первоочередных кандидатов для прослушивания не только в своем ценовом сегменте, но и среди более дорогостоящих alternatives. Ее способность сочетать техническое совершенство с художественной выразительностью ставит систему в ряд лучших предложений современного аудиорынка.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Акустическая схема: 2-полосная напольная система
Конструктивное исполнение: фазоинверторная
Амплитудно-частотная характеристика: 36 — 26 000 Гц (±3 дБ)
Электрическое сопротивление: 6 Ом
Диапазон мощностей усилителя: 30 — 180 Вт
Уровень чувствительности: 88,5 дБ (2,83 В/1 м)
Максимальное звуковое давление: 110 дБ
ВЧ-излучатель: 29 мм с мягким куполом
ТЕСТОВАЯ КОНФИГУРАЦИЯ
Источники сигнала:
Marantz SA10-S1 → Metronome Le Player 2s CD/ЦАП → Linn LP12/Naim Aro/Ortofon Cadenza Bronze
Усилительное оборудование:
Peachtree Nova300 → Интегрированные усилители AVM CS2.2
Кабельные решения:
Цифровой коаксиальный кабель Audio Art D1SE → Межблочные соединения Stager Silver Solid → Акустический кабель Tellurium Q Black II → Акустические проводники Morrow Audio SP7 Grand Reference / Сетевой кабель Audio Arts power1 e (R)15A
Сравнительные модели:
Spendor SP2/2 → Quad ESL 63 USA → Spendor BC1
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ШТРИХИ
Если акустика DALI Oberon 7 — или любая другая модель ведущих аудиобрендов — пробудила ваш интерес, эксперты компании «Звуковые Эксперименты» готовы предложить комплексное решение.
Мы обеспечиваем не только продажу тщательно отобранной техники, но и организуем выкуп вашего текущего оборудования или его обмен на новое. Несмотря на то, что наша компания расположена в Нижнем Новгороде, мы успешно реализуем амбициозные аудиопроекты для ценителей качественного звучания по всей России, доказывая, что расстояние не является преградой для настоящего аудиофильского опыта.